КИРНАРСКАЯ ДИНА КОНСТАНТИНОВНА с лекциями на курсах повышения квалификации по программе «Психолого-педагогические компетенции преподавателей ДМШ: проблемы развития».

Дина Константиновна Кирнарская – один из наиболее авторитетных специалистов в России в области музыкальной психологии. Получила образование в ГМПИ (ныне – РАМ) им.Гнесиных в качестве музыковеда (год окончания – 1982, научный руководитель А.И.Тихонова; год окончание аспирантуры ГМПИ им.Гнесиных – 1988, научный руководитель Ф.Г.Арзаманов), однако ее научные интересы затрагивают в том числе и области, смежные с музыкознанием, но не являющиеся для него центральными. Ее диссертационные исследования находятся на стыке психологии и музыкального искусства, и в качестве основной исследовательской темы Д.К.Кирнарская выбрала музыкальную одаренность: ее психодиагностику, структуру и методы изучения.

Д.К.Кирнарская – обладатель ученой степени доктора наук по двум специальностям: искусствоведению (диссертация защищена в Московской консерватории им.П.И.Чайковского в 1998 году) и общей психологии (диссертация защищена в Санкт-Петербургском университете в 2006 году).

В силу своего интереса к взаимодействию человеческой психики и музыкального искусства Д.К.Кирнарская разработала современную методологию преподавания истории музыки. Помещенная в контекст других искусств, философии и литературы эпохи, классическая музыка становится более доступной как для учащихся различных учебных заведений, в том числе детских и подростковых, так и для взрослых самого разного уровня образования. Книга Д.К.Кирнарской «Классическая музыка для всех» (1998) с предисловием выдающегося дирижера Владимира Ашкенази и сопровождаемая шестью компакт-дисками, стала популярным пособием для преподавателей художественных дисциплин.

Основной психологический труд Д.К.Кирнарской «Музыкальные способности» с предисловием дирижера Геннадия Рождественского, опубликованный в 2004 году, вскоре стал широко востребованным. Эта книга имеет гриф Министерства образования России в качестве учебного пособия для музыкальных колледжей и консерваторий. Научные разработки Д.К.Кирнарской, в частности, ее методика привлечения детей в музыкальные школы, также пользуется широкой поддержкой музыкальной общественности. На эту тему автор систематически проводит семинары с преподавателями музыкальных дисциплин во всех регионах России в течение десяти лет. Благодаря этой методике сотни детей по всей стране получили доступ к музыкальному образованию. Труд Д.К.Кирнарской о музыкальных способностях, переработанный и дополненный, опубликован в 2009 году в издательстве Oxford University Press под названием «The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent».

Д.К. Кирнарская имеет опыт международных научных обменов и других профессиональных контактов. Она дважды становилась участником программы Фулбрайт, по гранту которой вела научную работу в США –  в Гарвардском университете (1997-1998) и в Бостон-колледже (2007-2008). По приглашению Британского совета в течение полугода Д.К.Кирнарская стажировалась в Лондонском педагогическом институте на кафедре музыки и драмы (1996). Она также выступала с докладами на зарубежных научных конференциях в Бари (Италия, 2001), Гейдельберге (Германия, 2011), Бергене (Норвегия, 2011), Банькой Быстрице (Словакия, 1995), Кракове (Польша, 1995) и Осаке (Япония, 2013) и дважды становилась участником международного Зальцбургского семинара, посвященного судьбе классической музыки в третьем тысячелетии (1997) и обновлению высшего образования (2003). Наряду с международными грантами Д.К.Кирнарская в течение ряда лет выполняла научные и образовательные проекты при поддержке Министерства культуры и Министерства образования России, была сопредседателем российско-голландского проекта MATRA по развитию арт-менеджмента в Российской Федерации, а также принимала участие в разработке российской Концепции развития образования в сфере искусства и культуры (2001) и аналогичной концепции для государств-участников СНГ (2008-2011). В 2013 году Д.К.Кирнарская разработала проект обновления музыкального образования «Музыка для всех» в Республике Саха-Якутия.

Д.К.Кирнарская является также журналистом и общественным деятелем в области художественного образования. С 1992 года она опубликовала множество статей о различных музыкальных и других событиях культурной жизни в таких центральных газетах как «Московские новости», «Общая газета», в журналах «Итоги» и «Новое время». Некоторые ее публикации в журналах «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», «Искусство в школе», а также в научных сборниках касаются вопросов организации, структуры и содержания музыкального образования, в том числе детского и подросткового.

С 1994 по 2002 годы Д.К. Кирнарская была обозревателем по культуре Русской службы ВВС, а с 2004 года она систематически выступает на национальном телевидении, преимущественно по каналу «Культура», в качестве эксперта и комментатора.

В 2012 году Д.К.Кирнарская опубликовала программную статью в ежегоднике Министерства культуры «Актуальные проблемы духовного возрождения России» по материалам ООН и ЮНЕСКО «Роль художественного образования в становлении креативной экономики».

С 2000 года по настоящее время в РАМ им.Гнесиных работает продюсерский факультет, созданный по инициативе Д.К.Кирнарской и готовящий организаторов и администраторов в области культуры.

Карьера выпускников факультета развивается весьма успешно: они востребованы в качестве работников радио- и телеканалов, печатных СМИ, продюсерских и концертных организаций, музыкальных и театральных коллективов и филармоний.

В настоящее время доктор искусствоведения, доктор психологических наук, член Союза композиторов (2006), член Союза журналистов (1995), профессор Д.К.Кирнарская является проректором РАМ им.Гнесиных по инновациям и творческой работе, а также заведует кафедрой истории музыки.

 

        Доктор психологических науки искусствознания, проректор Российской академии музыки,  профессор.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International