ПРЕСНЯКОВА ИНГА АЛЕКСАНДРОВНА - доцент, кандидат искусствоведения

В 1997 г. с отличием закончила теоретико-композиторский факультет Казанской государственной консерватории. Во время обучения в аспирантуре данного ВУЗа была удостоена специальной стипендии Республики Татарстан (2000).


Защита кандидатской диссертации «Становление русскоязычной музыкально-теоретической терминологии в отечественных музыкальных руководствах конца XVIII – первой половины XIX вв.)» состоялась в 2004 г. (научный руководитель – профессор, доктор искусствоведения А.Л.Маклыгин).

Педагогическая деятельность И.А.Пресняковой началась в 1994 году и охватила все ступени образовательной лестницы «школа – училище – ВУЗ». Круг педагогических интересов связан с инновационными методиками преподавания. В ДМШ И.А.Преснякова вела класс фортепианной импровизации, в Казанском музыкальном училище и Средней специальной музыкальной школе при КГК – авторский «Комплексный курс теории музыки». Начало вузовской деятельности И.А.Пресняковой связано с кафедрой теории музыки Казанской государственной консерватории (1997-2000). С 2005 по 2014 гг. И.А.Преснякова работала в Институте современного искусства и Военном институте (военных дирижеров) Военного университета, где преподавала традиционные дисциплины музыкально-теоретического цикла (ЭТМ, гармонию, полифонию, музыкальную форму, сольфеджио), а также  джазовую гармонию. В ИСИ также руководила написанием выпускных квалификационных работ студентов и научной работой аспирантов.

В 2009 г. И.А.Преснякова стала одним из победителей конкурса «Лучший преподаватель Военного университета» и была удостоена Гранта Благотворительного фонда В.Потанина.

В 2012 г. отмечена отраслевой наградой Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации – знаком отличия Министерства обороны РФ «Николай Римский-Корсаков».

В июне 2014 г. на базе Методкабинета Московской области И.А.Преснякова проводила курсы повышения квалификации для педагогов-теоретиков музыкальных школ Московской области по преподаванию импровизации в ДМШ.

И.А.Преснякова – участник научно-практических конференций, автор учебных пособий и ряда научных статей, посвященных отечественной музыкально-теоретической науке и педагогике прошлого и современности.

Публикации:

·         Татаркина, И. А. (Преснякова, И. А.) Теория музыки: на пути к интегративности и практической направленности обучения // Музыкальное образование на пороге XXI века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы российской научно-практической конференции 17-18 декабря 1998 г. – Оренбург, 1998. – С.63-65.

·         Татаркина, И. А. (Преснякова, И. А.) Леопольд Фукс и отечественная музыкальная педагогика XIX века // Музыкальная наука Среднего Поволжья. Итоги и перспективы / Материалы юбилейной научной конференции 20 июня 1996 г. – Казань, 1999. – С.114 – 116.

·         Татаркина, И. А. (Преснякова, И. А.) Роль полифонии в отечественном музыкальном образовании первой половины XIX века // Музыкальная наука Среднего Поволжья. Итоги и перспективы / Материалы юбилейной научной конференции 20 июня 1996 г. – Казань, 1999. – С.40 – 42.

·         Преснякова, И. А. Учебная музыкально-теоретическая литература в России (первая половина XIX века) // Русская музыка XVIII – XIX веков. Культура и традиции. Межвузовский сборник научных трудов. – Казань, 2003. – С.27 – 40.

·         Преснякова, И. А. Очерк истории отечественного музыкально-теоретического образования XIX века (к проблеме практической направленности) // Социологические аспекты развития системы дополнительного профессионального образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции 11 февраля 2004 г. – Казань, 2004. – С.184 – 208.

·         Преснякова, И. А. Становление русскоязычной музыкально-теоретической терминологии в отечественных музыкальных руководствах конца XVIII – первой половины XIX вв.: автореф. дисс. … канд. иск: 17.00.02. – Казань, 2004. – 22 с.

·         Преснякова, И. А. Хрестоматия по гармоническому анализу на примерах из музыки для духовых инструментов: учебное пособие. Часть 1. – М., 2008. – 138 с.

·         Преснякова, И. А. Забытые имена отечественной музыкально-теоретической педагогики прошлого: Иоганн Леопольд Фукс // Педагогическая мастерская. – 2009. – № 8. –  С. 51 – 56.

·         Преснякова, И. А. Отечественная теория музыки и музыкально-теоретическое образование «доконсерваторского» этапа: тенденции развития // «Alma Mater» (Вестник высшей школы). – 2009. – №8. – С. 37 – 44.

·         Преснякова, И. А. О становлении русскоязычной терминологии в отечественной теории музыки к. XVIII – первой половины XIX вв. // Музыковедение. – 2009. – № 11. – С. 2 – 6.

·         Преснякова, И. А. Интеграция музыкально-теоретических дисциплин в среднем звене: проблемы и перспективы // Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия / Материалы Международной научно-практической конференции. –  Казань, 2009. – С. 216 – 223.

·         Преснякова, И. А. Комплексный курс теории музыки: из прошлого в будущее // Инновации в образовании. – 2009. – № 7. – С.24 – 36.

·         Преснякова, И. А.. Джазовые стандарты в курсе сольфеджио: учебное пособие. М., 2010. – 71 с.

·         Преснякова, И. А. Становление русскоязычной полифонической терминологии в отечественных музыкальных руководствах конца XVIII — первой половины XIX века // Из истории отечественной музыкальной культуры: неизвестные страницы: сб. статей. М.:  РАМ им. Гнесиных. – 2011. – С. 7 – 22.

·         Преснякова, И. А. О некоторых проблемах преподавания джазовой гармонии // Музыка. Искусство, наука, практика: научный журнал Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г.Жиганова. – 2014. – №4 (8). – С.51 – 56.

·         Преснякова, И. А. Курс джазовой гармонии в отечественном музыкальном образовании: проблемы и решения // Теория музыки: актуальные вопросы методики преподавания: сб. статей. – М.: РАМ им. Гнесиных. – 2015.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International